фотография Методика Марии Монтессори   правильное воспитание ребёнка
Обучение

Методика Марии Монтессори — правильное воспитание ребёнка

Многие педагоги-психологи встают против идей раннего развития детей. Они утверждают, что ребенок не должен быть лишен детства и подвергаться слишком ранним «интеллектуальным» тренировкам с раннего возраста. Однако современными ученые доказали, что многие навыки невозможно приобрести, если они не освоены в детстве.

История возникновения учения Марии Монтессори

фотография Методика Марии Монтессори   правильное воспитание ребёнка Впервые такую мысль выразила Мария Монтессори в начале ХХ века. Она была педагогом, психологом, философом и первой женщиной в Италии, которая получила высшее медицинское образование. Ключевым словом в педагогике Марии Монтессори было слово «Свобода». Целью своей методики она видела в воспитании независимых и свободных, самостоятельно мыслящих личностей, которые умеют принимать решения и нести за них ответственность.

В 20-е годы ХХ века она разработала и предложила собственную теорию сензитивных периодов, то есть тех периодов в жизни ребенка, которые наиболее восприимчивы к определенным видам деятельности. У нее был огромный опыт в общении с детьми и она с уверенностью доказала противникам своей теории, что человек больше никогда не сможет с подобной легкостью познать ту или иную информацию как в сензитивный период, ведь это именно то время, когда у ребенка открываются максимальные возможности для освоения чего-либо.

Периоды развития по мнению Марии Монтессори

Мария Монтессори утверждала, что умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения и протекает в первые годы жизни человека. Она выделяет следующие сензитивные периоды в жизни ребенка:

Период для развития движений

От рождения до четырех лет. Если бы ребенок прожил этот период, скажем в животном мире, ребенок не двигался, как обычные люди.

Период для порядка

От двух до трех лет. На этом этапе жизни малыши требуют вокруг себя порядка. Они тщательно перекладывают вещи с места на место, включают и выключают свет. Нередко родители даже не понимают, почему дети ведут себя подобным образом, но если в этот период поддержать стремления малыша, то наводить порядок станет для ребенка хорошей привычкой.

Период для развития речи и языка

От рождения и до шести лет способствует освоению ребенком не только своего родного языка, но даже и около 15 иностранных языков.

Период для сенсорного развития

От рождения до шести лет происходит активное развитие всех органов чувств: слуха, зрения, тактильных ощущений. Особо чувствительными становятся ладони подошвы стоп. В это время особо важно лепить из пластилина, рисовать руками и ногами.

Период интереса к маленьким вещам

От года до двух лет. В этом периоде Монтессори советует собирать коллекции маленьких вещей, которые способствовали бы развитию мелкой моторики.

Период для социального развития

От двух до шести лет. В этом возрасте родители должны создать ребенку особую обстановку для развития, которая подталкивала бы ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению.

Основной принцип педагогики Монтессори

Не многовато ли «само», спросите Вы? Нет, считает Мария Монтессори, ведь основным принципом ее педагогики является то, что взрослый должен и может помогать ребенку, но только после того, как ребенок сам попросит об этом. Мария считала, что каждый ребенок уже рождается умным и успешным, родители должны просто создать необходимые условия и выделить наиболее правильные пути для развития потенциала ребенка и научить его самостоятельно познавать мир.

Чтобы реализовать эту цель на практике Монтессори предлагает создавать особые тематические зоны для развития отдельных видов деятельности с соответствующим наглядным материалом. В начале прошлого столетия открывается первая Монтессори школа, там царит особая развивающая среда, где нет ни одного лишнего предмета. Отличительной особенностью этой школы было то, что в классах не было парты, которая ограничивала двигательную и познавательную активность ребенка, Монтессори заменила парту легкими переносными стульчиками и ковриками, которые ребенок мог перенести куда угодно. Главное в системе обучения – это не учебники и пособия, а ребенок, уникальный и неповторимый. И каждый ребенок имеет право на индивидуальную систему обучения. Но как же она могла обучать по индивидуальной программе 40 детей одновременно? Просто она предоставила каждому ребенку возможность самостоятельно разрабатывать для себя программу обучения, дети сами выбирали, чем и когда им заниматься в развивающей среде: посчитать, почитать, посадить цветок, позаниматься географией или историей. В Монтессори школе нет деления на классы, в группе занимаются дети разного возраста, младшие смотрят на старших, берут с них пример, а старшие дети помогают новичкам освоиться, их учат правильно играть в дидактические игры, показывают цифры и буквы, дети здесь сами учатся друг у друга, а какова же роль учителя?

Зоны для развития ребёнка

Учитель внимательно смотрит за детьми и подходит, когда нужна его помощь. Мария Монтессори в своей школе выделяет следующие зоны для развития:

  • Зона практики. Это зона, где дети учатся жить в социальной среде. Здесь можно по-настоящему постирать белье, погладить горячим утюгом и нарезать овощи острым ножом.
  • Зона сенсорики. Здесь представлены дидактические материалы, которые имеют различную форму, цвет, размер, вес, разную поверхность, запах и вкус.
  • Зона математики, которая включает соответствующие учебные материалы.
  • Зона языка. В этой зоне находятся такие учебные пособия, как подвижный алфавит, шершавые буквы, карточки со словами. Мария Монтессори считала, что письмо у ребенка начинается через чтение, когда наши глаза пробегают по словам – это уже закладка навыков письма, особое движение взгляда по строке.
  • Зона космоса. Эта зона предполагает не только планеты и звезды, она включает в себя знания географии, биологии. С помощью макетов местности и материалов по биологии, ребенок приобретает целостное представление о мире.

Можно много говорить о методике итальянского педагога, но основной принцип ее программы обучения это научить ребенка саморазвитию, самовоспитанию, а взрослому же необходимо помогать детям в реализации своей индивидуальности.

Недостатки методики Марии Монтессори

Но, несмотря на все преимущества этой методики, недостатки в ней, к сожалению, имеются.

фотография Методика Марии Монтессори   правильное воспитание ребёнка Методика Марии Монтессори, развивая аналитическое мышление, логику, мелкую моторику, то есть то, за что отвечает левое полушарие головного мозга, практически не уделяет внимания развитию правого полушария. В школе не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, мешающими интеллектуальному развитию. Эта педагогика отвергает и детское художественное творчество, поскольку ребенок еще слишком мал, для понимания прекрасного и безобразного, а уход ребенка в мир фантазии вызван желанием замкнуться в себе и уйти от реальности, а это не приемлемо для данной методики, так как творчество в понимании Монтессори это средство работы над реальностью.

Система развития детей по методики Марии Монтессори подходит не каждому ребенку. Например, ребенок, который болеет аутизмом, при таком самостоятельном подходе к развитию может еще больше замкнуться в себе. И, наоборот, очень шумный гиперактивный ребенок будет крайне некомфортно чувствовать себя в этой атмосфере, поскольку ему сложно самому управлять своими эмоциями и справляться со своим поведением. Творчески одаренные дети, у которых больше развито правое полушарие, вряд ли найдут применение своим талантам и реализации своих творческих способностей, поскольку в Монтессори педагогике не уделено должного внимания развитию творческого мышления.

Но, несмотря на это, безусловные плюсы и достоинства этой методики очевидны и доказаны временем. И хотя эта программа рассчитана на детские сады и школы, очень многие аспекты из Монтессори педагогики можно применять и в домашних условиях.

Но главное даже не это, а то что ключевое слово в педагогике – это «свобода», свободомыслие образованного человека, который уверенно идет навстречу своей цели, умеет отвечать за себя и за свои поступки и уважает право на свободу других людей.

Документальный фильм о жизни Монтессори

Методика Марии Монтессори. ВИДЕО